Ни в одном селе Армении я не видела так много памятников-родников, сколько в селе Одзун. Они встречались почти на каждой улице, на близлежащих холмах и даже на кладбище, вместо погребального памятника. Рельефные, простые, из красного туфа, чёрного мрамора, из огромных глыб камней, невесть откуда привезённых…. Большая их часть поставлена ещё в советские времена и посвящена односельчанам, которые погибли в Великую Отечественную. К сожалению, большинство из тех, которые стоят ещё с советских времён, сейчас не действующие — из родников не идёт вода.

На памятниках всегда есть надписи. Эта надпись гласит: 1941-1945. В память о погибших в Отечественной войне.


Этот памятник, очевидно, обобщённый символ погибших односельчан. Я бы отнесла его к памятникам, посвященных Неизвестному солдату. В нижней части памятника есть отверстие для трубы, откуда когда-то шла вода. Находится памятник по дороге к Одзунскому главному монументу Победы в Великой Отечественной войне. После войны такие монументы строились по всему союзу, Обычно в главных городах республик, но также и в больших селах с относительно многочисленным населением.

Этот родник открыт в 1966 году родственниками в честь погибших родных в Великой Отечественной войне. На камне написано: В память о погибших в Отечественной войне сыновьях Оганнеса Шолиняна — Завена, Левона, Серьяна и сына Авага Шолиняна — Манвела. На камне вставлены и фотографии погибших. Два брата потеряли всех сыновей. У меня от таких надписей щемит сердце.

Надпись гласит: В память о погибших в Великой Отечественной войне Саркисянах — Саркисе, Василе и Искандаре.

Ещё одна надпись: В память о погибших в войне Адало и Арамаисе Тантушянах от сыновей. Не дождались сыновья своих отцов…

Вот одна из историй воевавших одзунцев. Её рассказал сын старшего лейтенанта Мосиняна Григория (Вазген). Вазген вначале войны воевал в составе армянской Таманской дивизии (на полуострове Тамань). Он храбро сражался. Но это были первые годы войны и советская Армия несла потери и отступала. После того, как их полк был разгромлен, его вместе с выжившими однополчанами перебросили на Первый Украинский фронт (генерал Конев). Под курской дугой Вазген был ранен, но быстро вернулся в строй и прошёл через всю Украину, освобождая города и сёла от фашистов. Затем — Румыния, Венгрия и Австрия. Какой долгий путь! Получил различные награды и благодарность, подписанную самим Жуковым. В 1946 году он вернулся в Армению. Умер в 2000 году и был похоронен на родине. Выживший счастливчик!

Ещё один памятник-родник, посвящённый погибшим на войне. Сагателу, Агаси и Гарегину Ахинянам.

«Аветик Апресян. Погиб в Великую Отечественную войну, защищая свою Родину. Остался на поле битвы. Вспомнил сын Ашот. 1970 год». Красивый памятник. Жаль нет воды.

Историческая справка. В годы Великой Отечественной войны против фашистов воевало более 600 тысяч армян из самой Армении, 200 тысяч — из других советских республик и около 100 тысяч — из других стран в войсках союзников. Если учесть, что согласно данным в 1941 году население Советской Армении составляло 1,5 миллиона человек, то 600 тысяч — цифра внушительная. 200 тысяч армян не вернулись с войны. За 5 лет армянский народ дал 64 генерала и 5 маршалов (Баграмян, Худяков, Бабаджанян, Аганов, Исааков). 106 героев Советского Союза. Кстати, 106 — это 6 место после русских, украинцев, белорусов, татар и евреев!

Из Одзуна есть и мальчики, которые погибли в последней 44 дневной Карабахской войне (2020 год). 11 человек! Хачкар (крест-камень) в их честь уже поставили, но я очень надеюсь, что появятся и родники-памятники. Вечная им слава! Вечная им память!

Кроме памятников-родников, посвящённых героям войны, в селе Одзун ставились и ставятся памятники и по другим случаям — в память о каком-либе человеке или событии.


Надпись на роднике — «Эх, друг-братан!» Очевидно погиб кто-то из молодых, и друзья или друг поставил в его честь родник-памятник. Жаль, вода отключена. Но как много чувств в этих двух словах… боль, тоска, сожаление, любовь!

Этот обелиск-родник поставили пять друга из Одзуна в честь своих односельчан.

Этот родник поставили друзья в честь рано ушедшего друга Манвела в 1980 году.

А этот памятник-родник мы с Астхик увидели, проходя мимо местного кладбища. Он поставлен вместо традиционного надгробного камня. Интересная традиция. В наших краях (Араратская долина) такого не увидишь.

Родник в память об умерших родителях от благодарных детей.

Ещё один родник в память о родителях. В Армении свято чтят память о родителях. Родители — это святое. Их уважают и чтят и при жизни и после. Модная сегодня тенденция о том, что никто никому ничего не должен, и даже дети родителям (!), слава Богу ещё не дошла до Армении. И надеюсь никогда не дойдёт. Разрешите нам жить своими традициями и своими ценностями, господа новоиспеченные господа псевдо-психологи!

На этом роднике просто и скромно написана только фамилия умершего — Хечумян. Но сам камень красиво обработан, и на нём сидит каменный орёл с поднятыми крыльями.

Надпись -В память о Сисаке Хечумяне. 2007 год.



И этот памятник-родник посвящён погибшим односельчанам в Великой Отечественной войне. Поставлен в 1960 году в центре села, на самом видном месте и из него всегда идёт холодная и вкусная вода.
Если будете в селе Одзун, обязательно пройдитесь по всем улицам в поисках родников. Спросите о родниках, расположенных около села, в полях и лесах. То что мы нашли, лишь небольшая часть всех существующих. Местные готовы показать вам все. Жаль, что у нас не хватило времени. Они разбросаны по всему селу (а село не маленькое, говорят третье по населению в Армении) и вокруг села.
А где вы видели ещё такие родники? Поделитесь, будет интересно узнать. Спасибо!
Моё село))) спасибо большое)
НравитсяНравится 1 человек
Пожалуйста! Очень интересные места. 🙂
НравитсяНравится
Интересная традиция!
НравитсяНравится 1 человек
Спасибо 🙂
НравитсяНравится
Это здорово и символично — памятники-родники: вода как символ продолжающейся жизни. Не видела такого в своих путешествиях. Только вот, думаю, поддерживать в работающем состоянии их не просто. Даже за обычным-то памятником надо ухаживать.
НравитсяНравится 1 человек
Согласна, не просто. Тем более, что за воду в памятниках у дома надо платить.
НравитсяНравится 1 человек