Гора Арагац, легенды и моё восхождение

В 45 километрах от города Еревана возвышается одна из красивейших горных вершин Армянского Нагорья — четырёхглавая гора Арагац.

Четырёхглавый Арагац

Вокруг кратера неправильной формы глубиной более 400 метров возвышаются четыре вершины: северная — 4090 метров (4095м), западная – 4007 метров, восточная – 3916 метров и южная – 3879 метров.

Четыре вершины

Здесь встречаются высокогорные озера. Самое крупное из них – озеро Кари, лежащее на высоте 3207 метров, имеет в окружности 1150 метров.

Озеро в горах
Белый Арагац

На левом берегу реки Архашан находится замок — крепость Амберд. Вернее то, что осталось от крепости. Туда интересно подняться и полазить по крепостным стенам.

Арагац в пасмурный день

На склонах горы Арагац берут начало множество больших и малых рек, среди них – Касах, Геховит, Архашан, Амберд, Севджур. В ущелье Геховит низвергается каскад из трех водопадов с высотой падения воды более 100 метров.

Красавец Арагац

Зеленый ковер альпийской растительности покрывает гору с поздней весны до ранней осени. Альпийский пейзаж Арагаца с его разнообразием цветов, множеством источников, прекрасным горным воздухом очень красив и привлекает многих любителей горного туризма.

Водопад

Красота и величественность горы Арагац породили множество легенд и преданий тесно связанных с ней и историей армянского народа.

Арагац весной

Существует предание, связанное с периодом принятия христианства, по которой Св. Григорий Просветитель восходил на вершину Арагац для совершения молитв, при этом ночью ему светила неугасимая лампада, свисавшая прямо с небес. По легенде утверждается, что и сейчас эта лампада светит ночами, но видеть ее могут толко посвящённые.

Осень

В национальных преданиях сохранилась легенда о том, что горы Арарат и Арагац были любящими сестрами. Однажды между ними произошёл спор — кто из них выше, прекраснее и стройнее. Сестры спорили долго и, в конце концов, прокляли друг друга. С тех пор, согласно легенде, они разлучены навеки, а на вершине Арагаца возникло озеро из слез, которые она льёт круглый год.

Слёзы Арагаца
Под водопадом

Еще одна легенда связана с именем армянского царя Ара Прекрасного. Царица Ассирии Семирамида пошла на Армению войной, приказав своим воинам захватить царя Ара Прекрасного в плен. Во время битвы один из любовников Семирамиды выстрелил из лука в армянского царя, и Ара пал, раненный в грудь отравленной стрелой. Когда эта страшная весть достигла стен армянской крепости, наступил вечер. А это значит, что оставалась всего лишь ночь, чтобы успеть увести в горы женщин и детей и спасти хоть какое-то имущество от рук варваров-инородцев. И вот сподвижники армянского царя посовещались и решили, что врагу ни при каких обстоятельствах не должен достаться царский трон – символ могущества и преемственности армянских царей. Это был огромный, изготовленный из платанового дерева и украшенный бриллиантами, рубинами и сапфирами трон. Близился рассвет. Но они никак не могли решить, куда его спрятать. А вражеские всадники приближались все ближе к стенам города. Все отчетливее был слышен топот их копыт. В конце концов, защитники крепости нашли выход. Они решили спрятать трон повыше и подальше – на снежной вершине стоящей напротив горы Арарат. Так и поступили. Ассирийские воины, ворвавшись с криками в город, обшарили всю крепость и ее подвалы. И везде было пусто, а в домах – ни души. Но каким-то образом они все же прознали про царский трон и бросились на его поиски. Они обыскали все зеленые предгорья, все черные ущелья и расщелины гор. Поднялись даже на соседнюю с Араратом вершину – но ничего не нашли. Искали днями и ночами, неделями и месяцами – и все напрасно: трона нигде не было. Сменились царства и прошли века, но армяне помнят о той беззвездной ночи, не забыли ни про смерть царя, ни про царский трон. Именно он и дал название самой высокой горной вершине Армении – Арагац. Арагац – от армянского Трон Ара.

Водопад Гехарот

Красивый ландшафт предгорья и горных поясов, многочисленные памятники культуры на его склонах позволяют отнести Арагац к числу интереснейших пиков, привлекательных для любителей путешествий и альпийских восхождений. К вершине горы проложены несколько альпинистских маршрутов.

Водопады Арагаца
Оранжевые камни

У водопада Гехарот камни рыжие. Точно не помню почему, но, кажется, из-за железа. Я приносила маленький камушек домой. Сначала, он был ярко оранжевым, потом потускнел, а через несколько дней превратился в обыкновенный тёмный камень. А в горах они ярко-оранжевые, как на фотографиях.

«Железные» камни
У водопада

Летом подъёмы рекомендуется совершать в июле или августе. В это время года горные тропы уже подсыхают, что значительно облегчает подъём. Зимой восхождение могут совершать только опытные альпинисты на лыжах, так как из-за глубоких снежных покровов подъём без лыж невозможен. В зависимости от маршрута альпинистские походы могут продолжаться один, два или три дня. У нас есть профессиональные гиды, которые проведут вас на любую из вершин горы.

Деревня у Арагаца

Я поднималась на все 4 пика Арагаца. Конечно, самым сложным было восхождение на северный пик (4090 метров). И не только потому, что это самая высокая вершина, но и потому, что не было вообще никакого опыта.

Август 2009. Арагац

Было это лет 12 назад, в августе. Шли мы небольшой группой, коллеги одной мирной организации, члены которой абсолютно не имели опыта восхождений. Нас было 8 человек — директор компании, финансист (он же гид), бухгалтер, помощник директора, экономист, проходящий у нас стажировку, студентка (приглашённый гость), голландец (иностранный работник нашей компании) и переводчик (ваш покорный слуга).

Наша команда

Единственным человеком среди нас, который уже побывал на вершине Арагаца и имел небольшой опыт скалолазания, был наш гид, он же финансист нашей организации, который помнил дорогу и взялся провести нас к вершине. Никогда не забуду этот день! В лёгких кроссовках (а одна из нас была просто в лёгких тапочках), без соответствующей экипировки, пустились мы в путь, как на лёгкую экскурсию! Зато, взяли самое главное — флаги Армении и Нидерландов!! 🙂

Начало восхождения

Начали мы восхождение рано утром на рассвете, а вернулись обратно к машинам поздно вечером, в полной темноте. Фонарь был только у нашего гида-финансиста, и мы просто гуськом шли за ним, ощупью прокладывая себе дорогу. Как видите никаких походных палок ни у кого нет. Я тогда вообще не знала об их существовании. Это я вам скажу был настоящий экстрим! Дикарём, без подготовки, без должного снаряжения, на одном лишь энтузиазме и любопытстве!

Арагац 2009

Из 8 человек на вершину поднялись только четверо — директор, финансист, помощник и переводчик. Остальные застряли по пути к вершине. Двое у подножия северного пика, двое на подъёме последних 100 метров. Я готова была тоже остановиться, но мне не позволили.

По камням вверх почти вертикально и жуя сухарики

Директор серьёзно посмотрел на меня и сказал то, что потом подстёгивало меня на подвиги всю мою жизнь — Наринэ, если ты сейчас не преодолеешь эти несчастные 100 метров, то будешь жалеть об этом всю свою жизнь.

С Оливером

Не буду говорить, что такое 100 метров в горах с почти вертикальным подъёмом, под палящим солнцем, ударами откуда-то появившейся молнии, а потом откуда-то взявшимся градом! Только помню, что когда ударила молния, наш гид заорал — на землю! и мы от страха попадали лицом вниз, и я с ужасом ждала, что молния сейчас ударит по кому-нибудь из нас четверых и … придётся возвращаться обратно. 🙂

Между 4 вершинами

Главное, не паниковать и тихо лежать, пока разбушевавшаяся природа не успокоится. Всё это запугивание природой продлилось несколько минут, но мне показалось — целую вечность. Наконец, гром и молния замолкли, град перестал барабанить по нашим уставшим телам и нам разрешили встать и идти дальше. Не помню уже какими словами я уговаривала себя не падать духом и продолжить восхождение, подстёгивая себя мыслью, что буду потом жалеть и тд. Силы были на исходе. Последние несколько метров вверх я уже ползла.

Когда оказались на вершине, и я преодолев страх высоты и усталость, поднялась на ноги, у меня сердце замерло! Такой красоты я никогда не видела! На ладони была, образно говоря, вся Армения. Пик Арагаца — действительно острая вершина, с которой хорошо видно всё вокруг. Со всех сторон крутые обрывы, и кажется, что вот сейчас можешь покатиться вниз. Я крепко держалась за камни и с восхищением смотрела вокруг. Внизу белые облака, долины, малюсенькие озёра, какая-та далёкая и нереальная жизнь. А ты высишься над всем этим великолепием, пытаешься совладать с бушующими эмоциями и чувствуешь себя почти Богом! Я, затаив дыхание, озиралась вокруг, жадно вдыхала разряженный воздух и думала, как прекрасна Земля и как здорово, что я увидела её с такой высоты!

Долгожданная вершина
Флаги Армении и Нидерландов оставили на вершине

Спуск оказался тяжелым, потому что мы спешили добраться до машин до наступления темноты. За один день, не подготовленным туристам, подняться на северную вершину и обратно, задача не из лёгких. Почти невыполнимая. Шли из последних сил, хотелось сесть и отдохнуть, но наш гид буквально подгонял нас и не давал останавливаться. Когда добрались до машин, не было даже сил радоваться. Молча заползли в машины и следующее что уже помню — дом, кровать и провал в глубокий сон.. . После, ещё 3-4 дня у меня были ватные ноги и было ощущение, что я не хожу по земле, а парю над ней, иногда прикасаясь к её поверхности. Это был, наверное, результат усталости и какой-то эйфории. Чтобы хоть как-то «заземлиться» и «приземлиться», я пила по 50 грамм коньяку в день, почти все дни пролежала и старалась не ходить. Коньяк меня как-то успокаивал, и я могла по крайней мере спокойно ждать, когда закончится эта «невесомость». В какой-то момент стало не по себе — а вдруг так и останусь «витать в облаках»? Не знаю, знаете ли каково это — не чувствовать вес своего тела? Было страшновато и хотелось скорее стать прежней. Где-то через 3-4 дня всё прошло, и я вернулась в нормальную жизнь и пошла на работу. Таких переживаний и эмоций у меня никогда не было и думаю уже не будет. Разве что в космос полечу?

24 комментария

1. Очень интересно и красиво! У меня один раз был тяжёлый однодневный горный поход. Но невесомости не было потом :). Была страшная физическая усталость, такая, что я не могла спать, хотя очень хотелось.

Нравится 2 людей

• Спасибо! Усталость — коварная вещь. Никогда не знаешь откуда ударит! Но интересно, что больше устаём, когда поднимаемся вверх и когда просто стоим на месте. Ноги подводят в обоих случаях. А что за горы?

Нравится 1 человек

• Rocky Mountains. Но тут как раз было понятно, откуда она. Если с раннего утра до позднего вечера идёшь то вверх, то вниз только с очень короткими остановками, не можешь не предвидеть усталость. Я только не ожидала, что так будет ломать весь организм. Когда спортсменов после соревнования сажают в бочку со льдом — я поняла, про что это 🙂

2. Наар, невероятно, подняться неподготовленными на северную! На настоящюю вершину или ложную? И по всем 4-ём в этот нень ходили? Восточная тоже трудная. Это действительно нечто особенное, и вам несказанно повезло, что сумели преодолеть! Супер! Не знали, что у тебя был такой опыт. Было интересно! Спасибо! Я сама была только на южной, так и не получилось пока побывать нормально на Арагаце.

Нравится 3 людей

• Нан джан, наш гид сказал, что мы поднялись на настоящий пик. Конечно, остальные три прошли в другие разы. Не в этот день. Но впечатлений таких не было. Я думаю мне просто повезло, что поднялась. Хотя и годы были другие. 12 лет назад! Но больше меня на Арагац не тянет. А тебе желаю новых походов! Спасибо за комментарий!

Нравится 2 людей

3. В Библии упоминаются «горы Араратские». Ноев ковчег, согласно Библии, сел на мель на одной из гор земли Араратской. Ты живёшь в стране, которая уже упоминается в Библии, со святой горой. Как тебе повезло.

Нравится 3 людей

• Я только что узнала, что Арагац — это другая гора, но ничего, это тоже библейская:

«С горой Арагац связано множество легенд и преданий о периоде принятия христианства, по которой Св. Григорий Просветитель восходил на вершину Арагац для совершения молитв, при этом ночью ему светила негасимая лампада, свисавшая прямо с небес. По легенде утверждается, что и сейчас эта лампада светит ночами, но видеть её могут только посвящённые.» (википедия)

• Да, это не Арарат. Арарат сегодня находится в Турции. Он выше и говорят не такой красивый. Я там не была и уже не придётся. Арагац — красавец с 4 вершинами! красота вокруг — неописуема. Впрочем, лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать. 🙂 Милости просим!