Поход в Азатское водохранилище

Азатское водохранилище — одно из красивейших мест в Армении. Я не раз ходила в эти места в поход или ездила туда на машине. На машине ехать недолго, тем более, если совместить поездку на водохранилище с поездкой в языческий храм Гарни и монастырь Гегарт. На обратном пути из монастыря можно свернуть в сторону водохранилища. А вот если идти походом, то путь совсем неблизкий, и это уже другая история.

Азатское водохранилище — вид с горы Еранос

Есть два варианта похода к водохранилищу.

Первый — по хребту горного массива Еранос. Поход обычно начинаем с села Гарни (Котайская область), спускаемся в ущелье реки Азат, переходим её и поднимаемся на горный хребет Еранос, проходим по его хребту, и дойдя до Азатского водохранилища (Араратская область), которое видно сверху, спускаемся к нему, пройдя в общей сложности примерно 23 км! Поход начинаем рано утром и заканчиваем, когда уже темнеет. Я проходила этот путь дважды. Он не из лёгких, но один из самых красивейших!

Поход к Азатскому водохранилищу

Второй вариант похода — начинаем всё там же, у села Гарни. Кстати, здесь же находится языческий храм Гарни, о котором я уже упоминала. Он был построен в 1 веке н.э., разрушен землетрясением в 17 веке, и восстановлен в советские годы. Его надо обязательно посетить, если будете в Армении.

Но во время похода не до храма, потому что путь к водохранилищу, как я уже сказала, не близкий, идти придётся весь день.

Итак, сначала спускаемся по тропинке к реке Азат и проходим мимо отвесных скал, которые называются «Симфонией камней».

Симфония камней (фото Сурена Манвеляна)

Эту красоту вы скорее всего увидите только во-время походов. Дорога вниз к реке не очень удобная и надо спускаться пешком, поэтому не все экскурсоводы поведут вас смотреть на это удивительное чудо природы. Но оно стоит того, чтобы пройтись пешком и увидеть необычные природные скалы из огромных базальтовых столбов высотой в 50 метров! Столбы имеют шестиугольную форму, расположены строго вертикально и напоминают трубы органа. Поэтому они и называются «Симфонией камней».

В горах Ераноса

Пройдя мимо «Симфонии камней», налюбовавшись и сделав фотографии на память, мы спускаемся дальше и или переходим реку и поднимаемся к горам Ераноса, или идём вдоль реки, по ущелью. Оба пути красивые, но мне больше нравится идти по длинному хребту горы Еранос. Виды оттуда открываются потрясающие!

Итак, вторым вариантом мы продвигаемся по течению реки аж до самого села Ланджазат, недалеко от которого находится водохранилище. Кстати, «спускаемся вниз» в Армении понятие относительное. Когда начинаем поход у села Гарни, мы находимся на высоте 1400 метров, спускаемся вниз к реке на несколько сотен метров, поднимаемся вверх на Еранос на высоту 1850 метров, а затем спускаемся к водохранилищу на высоту 1050 м над уровнем моря. Как бы мы не «спускались», мы всегда высоко. Живём практически в горах. Самая низкая точка в стране, деревня Дебедаван (Тавушская область), находится на высоте 370 м над уровнем моря.

Закат на Азатском водохранилище (Сурен Манвелян)

В какой сезон ходить в поход на водохранилище? Летом в горах очень жарко, и мы предпочитаем ходить весной или осенью. Так, во-всяком случае, ходила я. В этот сезон комфортно идти по Ераноскому хребту, так как нет жары, а если идти вдоль ущелья, то здесь часто сыро и много грязи.

Как-то пошли в поход в конце ноября именно по ущелью. Шли первый раз и не знали какая там ситуация и уже ближе к водохранилищу попали на большой участок глубокой грязи и ила. Это, очевидно, был участок, который весной находится под водой.

Мы постоянно застревали в грязи, шли очень медленно, так как трудно было вытаскивать ноги из грязи (она как магнит не отпускала нас) и кроме этого, приходилось постоянно останавливаться, чтобы почистить ботинки от прилипшей грязи, которая была такой тяжёлой, что невозможно было передвигать ноги. Нет, лучше всё-таки идти через горы или в другой сезон.

Грязепоход через Азатское ущелье

Мы специально сфотографировали наши поднятые ноги, чтобы показать грязь, прилипшую к ботинкам. Ох, но зато как было весело! Сколько мы смеялись, когда не могли вылезти из грязи и передвигать ноги! Некоторые падали в жижу грязи, измазывались, не могли встать, остальные «бросались» на помощь, но сами не могли быстро передвигаться и длилась эта «помощь» так долго, что пока подходили к «потерпевшему», ему удавалось уже хорошенько отдохнуть, а заодно посмеяться над «спасателями» и над собой. Весёлый был поход!

Черно-белые походисты с пудовой грязью на ногах

Я помню мы этот поход назвали «цехаршав», что означает «грязепоход», новое слово, но оно точно передаёт весь характер нашего прохода через грязь к водохранилищу.

Переход через реку Азат

Во время похода по ущелью, есть возможность посмотреть на красивый водопад на другой стороне реки. Наш гид предложил, желающим увидеть водопад, перейти реку. Но сделать это было не легко. Наш ждало испытание на храбрость. Надо было пройти по очень шаткому, висячему мосту.

Кто же мог устоять перед таким соблазном? Перешли все! Красивого водопада мы не увидели, так как он был замёрзшим, но зато я впервые увидела ледяной белоснежный водопад! Я так была восхищена красотой замерзшей воды, что начала карабкаться вверх по льду, чтобы оказаться полностью на фоне льда. Было страшновато. Я постоянно скользила вниз, меня уговаривали вернуться, но я была непреклонна — красота опьяняет меня и тогда мне ничего не страшно. 🙂

Замёрзший водопад в Азатском ущелье

Пройдя все трудности, к вечеру мы всё же добрались до водохранилища, который находится на высоте 1050 м над уровнем моря.

У водохранилища

Данные по водохранилищу: Азатское водохранилище расположено в Араратской области Армении. Он был построен в 70-е годы 20 века, сдан в эксплуатацию в 1976 году. Площадь составляет 2,85 кВ. км, а общий объем воды — 70 млн кубических метров. Максимальная глубина — 72,4 метра!

На фоне Азатского водохранилища

Для тех, кто не любит походы, есть третий вариант. Они могут добраться до водохранилища на машине, без всяких заморочек. Само водохранилище очень красивое и на него в любом случае стоит посмотреть.

Азатское водохранилище на закате

Особенно красивые вечерние пейзажи перед закатом солнца. Горы становятся красно-оранжевыми! Кстати, местные называют горы Ераноса Красными горами.

На Азатском водохранилище

Так вот, на водохранилище можно поехать и на машине. Я несколько раз ездила туда с гостями. Дорога, конечно, не очень комфортная (в горах нет комфортных дорог), но об этом забываешь, когда видишь красоту этих мест.

Азатское водохранилище

Машину можно арендовать на весь день и за один день посмотреть разные места по пути к водохранилищу. В этом случае лучше поехать туда поздним летом или ранней осенью, чтобы не было слишком жарко.

Туристов на водохранилище не бывает, только рыбаки. Ведь здесь много разной рыбы — сазан, карась, карп, краснопёрка, ручьевая форель, армянская быстрянка и др.

Азатское водохранилище и Ераноский хребет

Можете и вы порыбачить, если возьмёте с собой удочки. В приплотинной части водохранилища есть места для рыбалки. Там всегда есть рыбаки, к которым можно присоединиться.

Но купаться не советую. Земля илистая и глинистая. На дне много камней, есть мусор, бутылки, к сожалению. Может сейчас очистили, но сомневаюсь. Да и вода в основном бывает мутной.

В другой раз была там с друзьями в конце ноября, тоже на машине. В этот день дул сильный ветер, потом выпал снег и поскольку деревьев вокруг нет, а ветер был очень сильный, то нас чуть не сдуло обратно в город )). Если вы были в степях, то знаете, что это такое. В любом случае, одевайтесь потеплее.

Ещё как-то была на водохранилище, когда возила гостей в языческий храм Гарни и монастырь Гегард. На обратной дороге не удержалась и решила показать им красоту водохранилища и чудесные виды вокруг него. От Гегарда к водохранилищу ведёт грунтовая дорога. Мы ориентировались по навигатору. Такая была красота! Аж дух захватывало! Это было летом, в самую жару! Но у нас было много воды и был уже вечер, так что дискомфорта не было.

Если вы приехали в Армению летом и захотите посетить эти места, то обязательно запаситесь солнцезащитным кремом, очками, зонтиками или кепками и обязательно возьмите с собой много воды! Вокруг нет источников воды, придётся ехать за ней в село Ланджазат.

Мне приходилось бывать на водохранилищах и вне Армении. Куйбышевское водохранилище, Саратовское водохранилище и Волгоградское водохранилище. Все они находятся на реке Волге. Мы плыли на теплоходе из Ростова-на-Дону до самой Москвы. Сначала по реке Дон, затем по Волге и в конце, по реке Москве. Это было интересное путешествие. Представляете какой длинный путь мы проделали по рекам и озёрам, сколько шлюзов прошли!

А вы видели работу шлюзов на реках? Страшноватое зрелище… Как-нибудь расскажу вам и об этом.

А какие водохранилища видели вы и где они находятся! Спасибо! 🙂

6 комментариев

1. Мой личный топ:
    — Чарвакское водохранилище в 90 км от Ташкента;
    — Жинвальское водохранилище в 60 км от Тбилиси;
    — Вилейское водохранилище 80 км от Минска;
    — Заславское рядом с Минском.
    Теперь вот знаю, что рядом с Ереваном есть такая красота. Буду в Ереване, пополню свой список еще одним красивым водохранилищем)